Упражнение – это не то, ЧТО я делаю телом, не то, КАК я делаю то, ЧТО делаю и не то, ЗАЧЕМ я делаю то, ЧТО делаю. Упражнение – это то, как Я ЕСТЬ. Вкладывая себя в упражнение, я обнаруживаю Себя в этом вложении.

10. Интегральный принцип «текучая стойка».

Только когда все тонкие тела человека собраны и центрированы, он находится в стабильной сбалансированной устойчивой позиции. В ДИНБО это обозначается принципом «Стойка».  (Стойка отличается от позы тем, что она таит в себе готовность к направленному движению). 

Стойка есть условно статическое положение – в природе нет статики. Можно сказать, что стойка есть очень замедленное движение.  Если представить движение тела, как поток жидкости с изменяемой вязкостью, то стойка образуется при увеличении вязкости тела до предела – «стоит как гора»; при уменьшении вязкости поток ускоряется – «течёт как вода». Если вместо «жидкость» использовать «выстраивание» (см.1-й принцип), то это даст более полное понимание, что есть стойка.
Сохранение центрированности и динамической устойчивости в движении есть условие динамической медитации.

«Стойка» – медитативно-тонусное-опорное состояние:

1) правильно выстроенный позвоночник и весь опорно-двигательный аппарат под вектор действующих сил – опорность.
2) распределение внимания во «внутрь и наружу», в «здесь и сейчас» – медитация.
3) тонизированность и включенность всего тела – энергонаполненность.

Сборка внимания, дыхания и усилия: объединение тела и сознания. Внимание – функция сознания; усилие – функция тела; дыхание – функция, связующая тело и сознание.

Позиция и форма внимания сказывается на нашем равновесии и устойчивости. Мы не знаем до конца, каким образом это происходит, но позиция и форма внимание влияет на тонус скелетных мышц. Фокус внимания действует на мышечный тонус как магнит на металлические опилки или как ветер на парус.

Вся мышечная система подобна экрану на котором отображаются все психические процессы в виде изменения тонического рисунка. Изменение тонического рисунка на  мышечном объёме приводит к изменению натяжений в мышечно-связочной системе тела. Опорно-двигательный аппарат по-иному начинает взаимодействовать с силой гравитации.

Происходит смещение (произвольное или непроизвольное) центра массы тела. Он у человека становится «динамическим», в отличие от статического центра  массы любого неживого твердого физического тела. Изменение позиции динамического центра масс приводит к изменению равновесия и устойчивости.

Когда это можно почувствовать? Например, когда вы в метро встаете на неподвижный эскалатор, и вас непроизвольно тянет вперед – изменяется равновесие. Или, находясь на высоте на краю крыши или скалы, некоторые ощущают, что как бы тянет вниз. Что происходит: взгляд (и вместе с ним внимание) непроизвольно ищет опору для утверждения равновесия; центр масс смещается вперед за взглядом и вниманием – равновесие изменяется.

Основное качество внимания – притяжение к объектам, захват внимания объектами. В этом внимание подобно гравитации. Обычно у человека, находящегося в «общегражданском состоянии», внимание в целенаправленном действии сводится в точку – на цель. Позиция фокуса внимания у обычного человека зависит от «внешних» объектов. В древних восточных текстах внимание сравнивают с прыгающей пьяной обезьяной, которую очень сложно успокоить и остановить. Вместе с «прыганием» фокуса внимания «прыгает» и динамический центр масс: человек не может стабилизировать свое положение.

На Востоке существует практика сидячей медитации с концентрацией внимания на Центре в животе. Именно там располагается в спокойном состоянии центр тяжести человека. Направив внимание на эту область, можно добиться самого устойчивого и стабильного равновесия, что  является главным условием медитации. Исключительно сложная задача. Даже в этом, условно неподвижном положении, центр масс слегка «гуляет», поскольку не прекращается движение жидкостей в теле, происходит перистальтика и дыхательные движения. Самое сильное влияние на изменение центра масс оказывает движение диафрагмы.  Чтобы стабилизироваться в сидячем положении, дыхание должно стать едва уловимым, как ниточка. Йоги разных традиций годы своей жизни кладут на достижение стабилизации центра масс тела и фокуса внимания и их объединения. Но, как только начинается целенаправленное движение, эта сборка разрушается, поскольку тотчас центр масс и фокус внимания приходят в движение.

При любых целенаправленных действиях стабилизировать фокус внимания в одной точке не то что трудно – невозможно. Внимание направляется на цель, центр масс смещается, и человек как бы падает на цель. Чтобы не упасть, он подставляет под движущийся центр тяжести стопы. Это обычная динамика ходьбы нормального гражданина.  Но эта динамика очень далека от реализации принципа внутренних видов боевых искусств: «любое действие – от стоп». Тут лишь бы не упасть.

Сохранять центрированность и устойчивость в динамике можно, только если внимание примет другую форму:  не точечную, а хотя бы линейную – начнет расширяться по силовой линии от Центра внизу живота к цели и одновременно в другую  сторону к стопам. Тогда появляются, по крайней мере, два «плеча внимания»  с центром в животе: 1) центр – пальцы и далее за пальцы рук, и 2) центр – стопы и далее в глубину земли за стопы. Чем протяженнее эти два плеча, тем меньше влияния на устойчивость оказывают мелкие движения центра. Если плечи бесконечные – то вообще не оказывают. Для достижения максимально возможной динамической устойчивости внимание должно растянуться от Центра в обе стороны в бесконечность. Вся совокупность подобных «протяжек» внимания образует расширяющуюся сферу внимания с центром внизу живота, которая формирует сферу конфигураций опорных силовых линий, в которой все возможные конфигурации силовых линий находятся в потенциальном состоянии, и лишь при целенаправленном действии актуализируется одна из них. Только объемная форма внимания дает возможность постоянства центрированности и устойчивости как в статике, так и в динамике.


При цитировании и копировании данного текста ссылка на автора Кабанова А.Л. и сайт www.dinbo.ru обязательны.