В практике мы движемся в направлении от привычки совершения ненужных усилий и траты лишних сил к навыкам совершения необходимых усилий и, в пределе, к безусильственности.

ДТО и «Тайцзи – Великий Предел»

Практика внутреннего направления направленная на тренировку восприятия, балансировки и управления потоками внутренней энергии, а также способности накапливать её и использовать для укрепления здоровья и самозащиты.
(В отличие от «внешних» во «внутренних» практиках эффективность действий при взаимодействии с внешним миром определяется значительно более глубокими процессами: сознательным управлением нервно-мышечным тонусом, перестройкой структуры тела и изменением состояния сознания)

Когда-то, много лет назад, я, будучи молодым человеком с большим самомнением, спросил Мастера: «Что есть тот «первый кирпич», от которого можно построить любую [боевую] систему?» Тогда Мастер мне не стал отвечать. Но впоследствии я ответ получил – сначала в практике, а затем и вербально. Одним словом – это ОПОРНОСТЬ.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ОПОРНОСТЬ в союзе с рядом других принципов есть мастер-ключ к постижению любого рода динамических практик и врата к целостному движению.

ЦЕЛОСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ есть естественная реализация природных принципов в движении человека. Эти принципы всемирные. Они изложены в текстах разных традиций: индийских, египетских, китайских и др. – практически одними и теми же выражениями.

Философия китайского ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЯ мировую мудрость открывает на практике – в движении человека и его взаимодействии с миром. Терминология тайцзи-цюаня насчитывает несколько сотен иероглифов. Каждый из них скрывает за собой опыт тех мастеров, которые ввели его в обращение.
Повторение китайских терминов и даже понимание их дословного перевода на русский язык ещё не означает, что мы получим тот же опыт, который стоит за термином.

Правильно реализуя в практике принцип ДИНАМИЧЕСКОЙ ОПОРНОСТИ, мы с удивлением обнаруживаем, что  наши движения соответствуют всем принципам философии ТАЙЦЗИ, поскольку  они рождаются изнутри, из нашей истиной природы.

Так, например, основополагающий принцип тайцзи цюаня – во всех движениях постоянная генерация усилия (энергии) «ПЭН» «упругое отражение». Тогда тело в тайцзи цюань уподобляется упругому шару. В Динамическом тренинге опорности этот принцип реализуется  через сознательное формирование сферы  конфигураций опорных силовых линий (см. 10-й принцип – «текучая стойка»).  Для достижения максимально возможной динамической устойчивости внимание должно растянуться от Центра в обе стороны в бесконечность. Вся совокупность подобных «протяжек» внимания образует расширяющуюся сферу внимания с центром внизу живота, которая формирует сферу конфигураций опорных силовых линий, в которой все возможные конфигурации силовых линий находятся в потенциальном состоянии, и лишь при целенаправленном действии актуализируется одна из них.

На видео для сохранения динамической опорности при надавливаниях партнером, которые последовательно прикладываются к разным точкам тела от плеча до запястья,  приходится выполнить движения, которые в совокупности образуют «форму», которая в классическом тайцзи-цюане именуется «пэн» («отражение»). Позиция «Держать шар слева (справа)» здесь выглядит несколько иначе, нежели «просто держать шар», и имеет смысл несдвигаемости, стоя на одной ноге

Выстройка под намерение и действие силы партнера есть основа динамики взаимодействия с партнером.
При физическом контакте взаимодействие партнеров происходит через точку контакта. Взаимодействие основано на опознавании процессов, происходящих в точке контакта и готовности к внутренней перестройке в соответствии с внешними изменениями.

Поскольку атакующий соперник оперативно подстраивается в поисках направления своей силы на центр другого соперника, последний получает возможность управлять атакующим соперником через точку контакта. Чтобы это реализовалось в точке контакта необходимо сформировать не только опорный стержень, которым можно тянуть и толкать, но и осуществлять необходимые изменения во всех координатных плоскостях: расщепление внешней силы в горизонтальной и сагиттальной плоскостях и вращение во фронтальной плоскости. В этом случае внешняя сила в точке контакта расщепляется на два вектора: центростремительный и центробежный в необходимой пропорции. Центробежная доля остается направленной по опорной оси, а центростремительная отражается под определенным углом. Центробежная и центростремительная силы создают момент вращения относительно точки контакта: соперника начинает сносить, как если бы он толкнул шар, который повернулся в данной плоскости.

В теории тайцзи цюань говорится, что тело практикующего тайцзи цюань должно быть подобно шару. Понятно о чём говорится — в любой точке контакта тело ощущается соперником как упругая сфера: пока она цела, её центра невозможно коснуться, при надавливании на неё — она мгновенно начинает поворачиваться.

Диаграмма ТАЙЦЗИ

Это символ единства всего сущего. Монада указывает, что все в природе имеет два полюса – Инь и Ян, которые не могут существовать друг без друга: идея не существует без материи, так же как материя без идеи; время, относящееся к категории Ян, не существует без пространства, относящегося к категории Инь; плюс не существует без минуса, и так во всем.
В диалектическом материализме этот закон записывается как «закон единства и борьбы противоположностей». Однако никакой борьбы в монаде нет и не может быть. Если, предположим, Ян победит Инь, то монада перестанет существовать. Инь и Ян не борются – они взаимодействуют, взаимно поддерживая и дополняя друг друга до целого. Нет победителя, нет побежденного, а взаимодействие никогда не начиналось, и никогда не заканчивается.

Диаграмма Тайцзи применима и к внешнему, и к внутреннему миру.

Для иллюстрации познающего сознания она строится так:

Поверхность белого листа символизирует бесконечное непознанное пространство. Для сознания это великое Ничто.

Далее появляется точка.  Точка есть центр сознания – активное познающее творческое начало.  В русской традиции – Род. С этого момента произошло разделение на Род и то, что при Роде – природа.

Используя точку как центр, рисуется окружность. Она разделяет природу, познанную сознанием – внутренность круга и то,  что ещё не познано – бесконечное внешнее пространство. Таким  образом, линия окружности символизирует границу жизненного контекста.

Для анализирующего и объективирующего разума  весь познанный контекст может быть  представлен исключительно как совокупность противоречий, противоположностей. Поэтому следующий этап – разделение познанного на пары взаимно порождающих и антагонистических аспектов – Инь и Ян. Рисуются «рыбки» Инь и Ян с «глазками»: в Инь коренится Ян, в Ян коренится Инь.

Таким образом, монада Тайцзи есть символ целостности и единства сознания и тела; образ человека как микрокосма.

Логотип ДИНБО формируется как образ взаимодействия монад.

Символ шести лепестков заимствован из эволюционно-медитативного учения ХОРА ®. Освобожденная от влияния эго, рука рисует 6 лепестков – ни больше, ни меньше. (А.В. Атаян, лекция «ХОРА – глубокий след змеи», г. Москва, 18.09.1999 г.).

6 лепестков в логотипе ДИНБО символизируют природное  («чистое») движение тела, освобождённое от влияния личности.

При цитировании или копировании данного текста ссылка на автора А.Л.Кабанова и сайт www.dinbo.ru обязательна

Контакты

E-mail: din_tr@mail.ru

Phone: +7(911)813-8989

ШЦД ДИНБО В Контакте

Группа