…всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению — И.М.Сеченов

«Тайцзи – Великий Предел»

Практика внутреннего направления направленная на тренировку восприятия, балансировки и управления потоками внутренней энергии, способности накапливать её и использовать для укрепления здоровья и самозащиты.

Достижение целостности и сбалансированности в движении требует и  времени, и усердия. Это КУНГ-ФУ. Боевой аспект присутствует лишь по востребованности. В принципе, бой есть сконцентрированный и сжатый во времени акт жизни в мире, наполненном объектами и живыми существами. Человек активно влияет на внешний мир, а тот в свою очередь на него. И возможно достигнутый внутренний баланс  человека (гомеостаз, телесная целостность и психическая уравновешенность) подвергаются внешнему давлению. Требуются целенаправленные действия для отражения вредоносных воздействий и восстановления баланса.

Взаимодействие на уровне Тайцзи возможно только с переходом на «монадное» восприятие. Монада – греческое слово и переводится как «единый». В китайской культуре монада известна как Тайцзи (Великий Предел). Это символ единства всего живого. Монада показывает, что все в природе имеет два полюса – Инь и Ян, которые не могут существовать друг без друга: идея не существует без материи, так же как материя без идеи; время, относящееся к категории Ян, не существует без пространства, относящегося к категории Инь; плюс не существует без минуса, и так во всем.
В диалектическом материализме этот закон записывается как «закон единства и борьбы противоположностей». Однако никакой борьбы в монаде нет и не может быть. Если, предположим, Ян победит Инь, то монада перестанет существовать. Инь и Ян не борются – они взаимодействуют, взаимно поддерживая и дополняя друг друга до целого. Нет победителя, нет побежденного, а взаимодействие никогда не начиналось, и никогда не заканчивается.
«Монадное» восприятие связано с изменением формы внимания, которое можно назвать распределенным, объемным, охватывающим. При этой форме внимания в сознании не выделяются отдельно ни объект, ни субъект. Они сливаются вместе в нечто целое. Такое восприятие присуще состоянию медитации. Действование в таком состоянии есть динамическая медитация.


Любое движение человека можно интерпретировать как управление (координацию) жизненной энергии.

Не лишним будет прояснить, что мы понимаем под энергией. Любое телесное движение осуществляется вследствие сократительной работы мышц. Энергия есть возможность и готовность совершить работу. В физиологии приготовленность мышцы к сократительной работе называется “нервно-мышечным тонусом”. Таким образом энергия в двигательной системе человека проявляется как нервно-мышечный тонус, который напрямую зависит от состояния сознания и его свойства – внимания, а движение есть реализация энергии. Управление энергией составляет суть целенаправленного человеческого движения.


Партнеры во взаимодействии на данном уровне воспринимаются не столько как физические тела, сколько как энергетические структуры, состоящие из силовых (энергетических) линий. В каждый момент времени в общей энергетической структуре любого партнера по взаимодействию обнаруживается актуальная силовая линия, в наибольшей степени насыщенная энергией. Именно по этой линии им может быть осуществлено наиболее мощное движение. Взаимодействие осуществляется в соединении (дополнении) силовых линий партнеров, которое возникает еще до телесного контакта и может осуществляться без него. Силовые линии партнеров образуют единую силовую линию, замыкающуюся в монаду Тайцзи через общую опору. По принципу Тайцзи, чтобы изменить какую-либо часть монады необходимо соответствующим образом изменить её другую, дополнительную часть: чтобы партнер оказался слева, тебе надо податься вправо, чтобы он приподнялся, тебе надо осесть и т.д. И все это должно и может происходить только при условии сохранения энергетического контакта.


Взаимодействие на энергетическом уровне это выход мышления за пределы приемов и техник, а также полное изменение восприятия движения в противоположность «общегражданскому». На этом уровне никто никого не побеждает, никто никому не проигрывает до тех пор, пока сохраняется монада. Борьбы как таковой нет, есть наличие или отсутствие контроля над динамикой монады. Этот контроль не зависит от умения делать приемы или техники. Он зависит от чистоты (пустоты) ума, свободы протекания энергии по силовым линиям, внимания и воли.


С переходом на энергетический уровень взаимодействия стиль мастера становится бесформенным, т.е. не привязанным к установленным формам (приемам, техникам). В то же время реализация потока энергии образует форму взаимного движения. С внешней точки зрения эти формы могут выглядеть как искусные приёмы и техники. Но они не являются шаблонами, в которые «втискивается» поток энергии. Это формы, которые создаются током энергии, текущим изнутри. И разница между такой формой и заученным «отработанным» приёмом огромна. Так, например, движение человека, никогда не изучавшего кунг фу, во взаимодействии выливается в форму, которую специалисты узнают, как действие багуа-чжан (сложный внутренний стиль кунг фу) или технику айкидо. Но это уже не приём багуа-чжан или техника айкидо. Это есть его индивидуальная, сей моментная динамическая реализация, и он впервые и, скорее всего, в последний раз реализовал движение в данной форме.

Практика ведется по двум направлениям:

  1. Целостность и сбалансированность  тела и сознания (одиночная практика).
  2. Целостность и сбалансированность во взаимодействии с партнерами (соперниками).

На обоих этапах тело есть и поле деятельности, и инструмент деятельности. Познание себя, природы тела есть необходимость. Познаем себя в движении посредством внимания и ума. Тело для сознания подобно космическому не исследованному пространству. Расширение сознания в это пространство есть бесконечный процесс. Этот процесс наилучшим образом графически иллюстрирует диаграмма Тайцзи – Великий Предел.

Диаграмма Тайцзи применима и к внешнему, и к внутреннему миру.

Для иллюстрации познающего сознания она строится так:

Поверхность белого листа символизирует бесконечное непознанное пространство. Для сознания это великое Ничто.

Далее появляется точка.  Точка есть центр сознания – активное познающее творческое начало.  В русской традиции – Род. С этого момента произошло разделение на Род и то, что при Роде – природа.

Используя точку как центр, рисуется окружность. Она разделяет природу, познанную сознанием – внутренность круга и то,  что ещё не познано – бесконечное внешнее пространство. Таким  образом, линия окружности символизирует границу жизненного контекста.

Для анализирующего и объективирующего разума  весь познанный контекст может быть  представлен исключительно как совокупность противоречий, противоположностей. Поэтому следующий этап – разделение познанного на пары взаимно порождающих и антагонистических аспектов – Инь и Ян. Рисуются «рыбки» Инь и Ян с «глазками»: в Инь коренится Ян, в Ян коренится Инь.

Таким образом, монада Тайцзи есть символ целостности и единства сознания и тела; образ человека как микрокосма.

Логотип ДИНБО формируется как образ взаимодействия монад.

Символ шести лепестков заимствован из эволюционно-медитативного учения ХОРА ®. Освобожденная от влияния эго, рука рисует 6 лепестков – ни больше, ни меньше. (А.В. Атаян, лекция «ХОРА – глубокий след змеи», г. Москва, 18.09.1999 г.).

6 лепестков в логотипе ДИНБО символизируют природное  («чистое») движение тела, освобождённое от влияния личности.

При цитировании или копировании данного текста ссылка на автора А.Л.Кабанова и сайт www.dinbo.ru обязательна

Контакты

E-mail: din_tr@mail.ru

Phone: +7(911)813-8989

ШЦД ДИНБО В Контакте

Группа